На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Protalina

1 667 подписчиков

МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ СТИХА

МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ СТИХА Античное стихосложение Древнегреческий и латынь характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе этой системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединялись в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Повторение таких стоп образовывало стих - стихотворную строку и обуславливало его внутренний ритм. Понятие стопы сохранится, как мы увидим, и в русской классической системе версификации как условное обозначение такой речевой единицы, повторение которой создает ритм стиха. Метрическая система знала около 30 различных видов стоп. Среди них были стопы, сыгравшие впоследствии большую роль в развитии стихосложения у различных народов, в том числе и русского. И так, начнём с простейшего.

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный. Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге:

В нЕбе тают облака,

И, лучистая на зное,

В Искрах катится река,

СлОвно зеркало стальное.

Схема стиха:

_____________ облака = 7 слогов (гласных букв)

______________ зное = 8 слогов (гласных букв)

_____________ река = 7 слогов (гласных букв)

______________ стальное = 8 слогов (гласных букв)

В этом примере рифмуются 1 строка с 3-й, 2 строка с 4-й. Аналогично – рифмы этих строк должны совпадать. И количество слогов (гласных букв) тоже должно совпадать. Цифровое значение привела к примеру, у Вас может быть другое, но главное – всё должно совпадать с рифмующимися строками. Это в стихосложении главное правило. Оно для всех видов рифмовки обязательно. Далее, уже по схемам, видно что и с чем рифмуется.

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге:

ОпЯть стою я над Невой,

И снОва, как в былые годы,

СмотрЮ и я, как бы живой,

На Эти дремлющие воды.

Схема стиха: ______________Невой = 8 слогов

_______________ годы = 9 слогов

______________ живой = 8 слогов

_______________ воды = 9 слогов

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.). Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:

ПрозвучАло над ясной рекою,

ПрозвенЕло в померкшем лугу,

ПрокатИлось над рощей немою,

ЗасветИлось на том берегу.

Схема стиха:

_________________ рекою = 10

________________ лугу = 9

_________________ немою = 10

________________ берегу = 9

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.). Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

К Ак хорошо ты, о море ночное,-

ЗдЕсь лучезарно, там сизо-темно...

В лУнном сиянии, словно живое,

ХОдит и дышит, и блещет оно.

Схема стиха:

_________________ночное,- = 11 слогов

_________________темно... = 10 слогов

_________________живое, = 11 слогов

_________________оно = 10 слогов

Схема ударений в словах

! - - ! - - ! - - ! - слоги:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

! - - ! - - ! - - ! слоги: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

! - - ! - - ! - - ! - слоги: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

! - - ! - - ! - - ! слоги: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

РАнними летними росами

ВЫйдем мы в поле гулять.

БУдем звенящими косами

СОчные травы срезать!

Схема стиха:  

___________________росами = 9 слогов

_________________гулять. = 7 слогов

___________________косами = 9 слогов

_________________срезать! = 7 слогов

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.). Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчАных степях аравийской земли

Три гОрдые пальмы высоко росли

Схема стиха:  

____________________земли = 11 слогов

____________________ росли = 11 слогов

Есть жЕнщины в русских селеньях

С спокОйною важностью лиц,

С красИвою силой в движеньях,

С похОдкой, со взглядом цариц.

Схема стиха:  

____________________селеньях = 9 слогов

__________________лиц, = 8 слогов

____________________движеньях, = 9 слогов

__________________цариц. = 8 слогов

Источник: Русская поэзия и стихосложение (в обработке Н. Купавы)

Картина дня

наверх