Осенний вечер неласковый, тёмный...
Холодный колючий снег бьёт по лицу мелкой
дробью, ветер дует за воротник и подгоняет вперёд. Унылая погода в ноябре... Что
же так взволновало людей, которые несмотря на такую сырость и пробирающий до
костей мороз, пришли в городской Дворец Культуры? Блокадная виолончель, которая
звала всеми струнами на концерт, посвящённый блокаде Ленинграда.
И вот зал полон так, что сверху похож на бескрайнее море. Всё стихло.
Светвыключен, и на экране появилась скорбная дата-8 сентября 1941 года. Рассказы
очевидцев, кадры советских и немецких хроник, показывающие эти события никого не
могли оставить равнодушным, и сердце сжималось болезненным маленьким комочком,
бьющимся в груди, а на глаза наворачивались слёзы, прожигающие лицо. Холод и
голод в Ленинграде, обезлюдевшие улицы, разрушенные дома, люди, похожие на
скелеты, обтянутые кожей, суровые и непрницаемые от горя лица наших
военнопленных и...сытые немецкие солдаты, не знающие, куда деть лишние
бутерброды, и бодрый голос комментатора за кадром из немецких хроник, который
говорит о наших военнопленных как о людях низшей расы.Хотелось прервать
и КРИКНУТЬ: "Не сметь! Слышишь? НЕ СМЕТЬ!!!"
Несмотря ни на что город выстрадал, выстоял и победил, и сохранил память о той
жестокой и бесчеловечной войне.
Экран потух, и ,наконец, появилась главная героиня-блокадная виолончель. Ведущие
концерта- гости из Санкт-Петербургского музея музыкальных
инструментов поведали нам историю её создания. Создана она была в блокаду
Ленинграда мастером скрипкостроения Алексеем Александровичем Ушаковым. Очертания
её гармоничны и изящны-ничего лишнего.Спинка и головка сделаны из клёна, а
боковые части-из сосны.Но не дано было мастеру завершить в войну своё творение.
снаряда пробили днище и нижнюю деку. В память об этом событии он оставил запись
о начале и окончании работы в 1956 году. Из-за полученных на войне ран
виолончель не смогла играть,и лишь спустя долгие десятилетия под руками опытных
реставраторов музея,она ожила и вновь зазвучала.То с яростью , к призыву
к борьбе, то с отчаяньем и стоном, умоляя и призывая помнить о войне пели её
струны, то нежно и задушевно струилась песня о светлой мирной жизни. Порой
казалось, что звуки летели как искры, высекаемые пальцами музыканта. Душа чутко
отзывалась на звуки инструмента-то взлетала под небесные своды, то камнем падала
вниз-так завораживала музыка.Виолончель воскрешала былое, и зрители, среди которых было много очевидцев той блокады, не могли
сдержать слёзы. После концерта в душе было ощущение невыразимой скорби и
преклонение перед мужеством людей, переживших те годы, которые смогли не пасть
духовно и сохранили для будущих поколений настоящее сокровище-город
Санкт-Петербург. Слава искусству, и той музыке, что затронула тончайшие струны в
душах людей.