ПОНЯТИЕ О СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ
1-я часть Стопа (стихосложение)
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
НаУки Юношей питАют, ОтрАду стАрым подаЮт, В счастлИвой жИзни украшАют, В несчАстный слУчай берегУт.
М.В. Ломоносов, Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).
Стопа́ (букв перевод др.-греч. πους или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов)
Стихотворный размер
Стихотворный размер— правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано трёхстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:
__ _!_ • __ _!_ • __ _!_
где __ — безударный слог, а _!_ — ударный слог
Метр и ритм в стихе
Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихеем, замена же безударного слога ударным называется спондеем. Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвертой — наоборот, добавлено.
СкучнА мне Оттепель; вОнь, грЯзь — веснОй я бОлен
__ _!_ • __ _!_ • __ __ • _!_ _!_ • __ _!_ • __ _!_ __
.С. Пушкин Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха.
История развития силлаботоники в России
Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским (известный русский учёный и поэт 18 века, «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии. До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова. В начале XX века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространённым в русском языке.
Источник: Русская поэзия и стихосложение | |
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться