На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Protalina

1 667 подписчиков

ПОНЯТИЕ О СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ

1-я часть
Стопа (стихосложение)


Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. 

НаУки Юношей питАют,
ОтрАду стАрым подаЮт,
В счастлИвой жИзни украшАют,
В несчАстный слУчай берегУт.

М.В. Ломоносов, Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).

Стопа́ (букв перевод др.-греч. πους или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов)

Стихотворный размер

Стихотворный размер— правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано трёхстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:

__ _!_ • __ _!_ • __ _!_

где __ — безударный слог, а _!_ — ударный слог

Метр и ритм в стихе

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихеем, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвертой — наоборот, добавлено.

СкучнА мне Оттепель; вОнь, грЯзь — веснОй я бОлен 

__ _!_ • __ _!_ • __ __ • _!_ _!_ • __ _!_ • __ _!_ __ 

.С. Пушкин 
Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха. 

История развития силлаботоники в России

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским (известный русский учёный и поэт 18 века, «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.
До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.
В начале XX века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространённым в русском языке.

Источник: Русская поэзия и стихосложение

Картина дня

наверх